Профессиональная подготовка спасателей МЧС РФ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПАСАТЕЛЕЙ
Юный спасатель должен уметь:



-подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;
-использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
-перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
-пользоваться средствами пожаротушения;
-оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;

-определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;
-рационально и безопасно строить свою работу;
-проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так специальной техники;
-извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;

-оказывать первую помощь пострадавшим;
-оказывать самопомощь;
-проводить разборку завалов;
-выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;
-осознавать степень риска;

-осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе, с наземных и водных транспортных средств;
-выполнять водолазные работы;
-выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;
-выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и техногенного характера;

-ориентироваться на местности;выживать в ЧС;
-организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;
-проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, продовольствием;

-выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возникновения;
-пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи;
-выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок;
-работать в условиях личного риска;
-работать в изменяющихся условиях природного и техногенного характера;

-осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;
-работать в различных рабочих позах;
-работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;
-оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;
-быстро восстанавливаться.

Юный спасатель должен знать:

-причины, последствия и характер протекания ЧС техногенного и природного характера;
-терминологию;
-права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям;

-приемы, методы и способы поиска пострадавших;

-сигнализацию, условные знаки, коды;
-правила эксплуатации грузоподъемной техники ;
-правила проведения разведки при проведении ПСР;
-способы и приемы определения наличия поражающих факторов;
-приемы проведения ПОР в особо опасных условиях;

-водолазные спасательные технологии;
-дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, АХОВ и т.д.);
-время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях:
-методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;
-приемы оказания первой медицинской помощи;
-приемы оказания самопомощи и самоспасения;

-основы выживания в неблагоприятных условиях;
-правила организации временных лагерей, привалов;
-способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транспортных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;

-способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из под лавин, селей, обвалов, снега;
-способы ориентации на местности;
-способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков;
-правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;
-особенности работы с привлечением кинологической службы;

-виды основных АХОВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших;
-правила организации рабочего места;
-основные средства, способы, приемы предупреждения и тушения пожаров;
-ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;
-способы защиты от современных средств поражения;

-основы психологии и педагогики;способы восстановления;


Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:

-длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
-быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
-самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом
работы других спасателей, техники и оборудования;
-оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
-оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;

-одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;
-воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума полезную звуковую информацию;
-переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые нагрузки, ощущения, впечатления;
-уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
-соизмерять свои силы с предстоящей работой;
-определять расстояние между предметами;

-переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
-самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
-быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных реакций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
-подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток;
-обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;
-согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;выполнять работы безопасно;
накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
-быть готовым к взаимопониманию, состраданию.
Эффективность проведения ПОР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.

Уровень профессиональной подготовленности спасателей обусловливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ. должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое - третье места на международных соревнованиях спасателей; владеть на уровне разговорного одним из западноевропейских' языков.

«Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.

«Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

«Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории «В» и одной из специальностей спасателя.
«Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку.


Для получения квалификации спасатель должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:

«Спасатель первого класса»: специальная курсовая подготовка или подготовка на жетон «Спасательный отряд», инструктор-методист по альпинизму, инструктор-методист по туризму, инструктор по подводному спорту, инструктор авиапожарной команды, инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий, инструктор-водолаз; мастер-водолаз; спортсмен-разрядник по пятиборью спасателей; альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др. не ниже второго разряда.

«Спасатель второго» и «третьего класса»: пожарный-десантник, пожарный-парашютист, пожарный (респираторщик), газоспасатель, врач, фельдшер, кинолог, спасатель воздушного транспорта, начальник спасательного отряда альпинистской базы, инженер (техник) по аварийно-спасательным работам, водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов, механик-водитель, взрывник, пиротехник, машинист землеройной или строительной техники, аквалангист, водолаз, стропальщик, такелажник, газорезчик, газосварщик, монтажник-высотник, радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи, медсестра, повар, матрос, судоводитель, оператор насосных станций, горнопроходчик, планшетист, электромонтер, машинист грузоподъемной техники.
Для организации и проведения профессиональной подготовки спасателей и поддержания высокого постоянного уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и профессиональное непрерывное.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПАСАТЕЛЕЙ
Профессиональная первоначальная подготовка спасателей МЧС России, аварийно-спасательных служб (АСС), аварийно-спасательных формирований (АСФ) осуществляется в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 Л 1.1997 г. №1479 и Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России, утвержденной Министром МЧС России 15.05.1999 г.

Первоначальная подготовка спасателей с последующим представлением их в соответствующую аттестационную комиссию проводится в два этапа:

-обучение в составе АСС или АСФ;
-обучение в образовательных учреждениях.
-обучение в составе АСС или АСФ граждан, впервые принятых в аварийно-спасательную службу или в аварийно-спасательное формирование на должность спасателя, проводится по месту предстоящей работы, начиная со дня назначения кандидата на должность.

Планирование первоначальной подготовки осуществляется начальником АСС или АСФ с учетом времени испытательного срока, установленного для лиц, принятых на работу в АСС или АСФ.
Обучение начинается с инструктажа по правилам охраны труда в соответствии с нормативными документами.

В период прохождения первоначального обучения запрещается включать обучаемого в состав дежурной смены и привлекать для участия в проведении аварийно-спасательных работ (АСР), при которых может возникнуть угроза его жизни и здоровью в связи с профессиональной неподготовленностью.

Подготовка спасателей на этапе обучения в составе АСС или АСФ проводится под руководством начальников этих подразделений. Для их обучения могут привлекаться инструкторы, а также спасатели не ниже 2 класса. Занятия организуются два дня в неделю по шесть часов. В дни занятий отводится по два часа для самостоятельной работы.

Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также на применение других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).
К обслуживанию гидравлических электроустановок обучаемый допускается после сдачи зачета.
Обучение спасателей в образовательных учреждениях организуется и проводится в учебно-методических центрах или иных учебных заведениях на договорной основе определяемым органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.

По окончании обучения в общеобразовательном учреждении обучаемые сдают зачеты.
Оценки результатов подготовки в образовательном учреждении и в составе АСС или АСФ, характеристика, данная начальником АСС или АСФ, где обучаемый проходил испытательный срок (принят на работу), а также другие документы согласно утвержденному перечню предоставляются в аттестационную комиссию.

При положительном решении аттестационной комиссии и присвоении квалификации «спасатель» гражданин допускается к самостоятельному исполнению должностных обязанностей приказом соответствующего начальника.
Органы управления АСС, АСФ в пределах своей компетенции осуществляют организационное и методическое руководство подготовкой спасателей и контроль за ее проведением.
При планировании первоначальной подготовки в АСС или АСФ разрабатывается план первоначальной подготовки спасателей, в котором указываются; обучение в общеобразовательном учреждении и обучение в составе АСС или АСФ.
Учет результатов первоначальной подготовки и выполнения программы ведется в журнале учета посещаемости и выполнения программы обучения.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Оценка за теоретическое обучение является критерием (показателем) уровня усвоения спасателями необходимых для данной профессии знаний, а также возможностью их эффективного использования на практике. Эта оценка складывается из текущих оценок, полученных на теоретических занятиях, и оценок, выставленных на зачетах и экзаменах.
В основу оценки теоретических знаний спасателей положена традиционная пятибалльная система.

Оценка «5 баллов» («отлично») - обучаемый полностью усвоил весь материал учебной программы, самостоятельно и уверенно применяет полученные знания при безупречном выполнении практических заданий, соблюдает требования техники безопасности.

Оценка «4 балла» («хорошо») - твердо усвоен основной материал, ответы удовлетворяют требованиям, установленным для оценки «отлично», но при этом спасатель допускает одну не грубую ошибку, делает несущественные пропуски при изложении фактического материала, полученные знания свободно применяет на практике.

Оценка «3 балла» («удовлетворительно») - обучаемый знает и понимает основной материал учебной программы, основные темы, но в усвоении материала имеются пробелы. Излагает его упрощенно, с небольшими ошибками и затруднениями. Выполняет производственные задания снедочетами, иногда с браком.

Оценка «2 балла» («неудовлетворительно»)-ставится тогда, когда обучаемый слабо понимает большую часть программного материала, допускает грубые ошибки, излагает материал бессистемно. Обучаемый не овладел основными элементами предмета, имеющиеся знания не может применить на практике. Допускает грубые ошибки, брак.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ

В качестве основных критериев оценки психологической подготовки используются показатели эмоциональной лабильности, возбудимости и реактивности спасателей. Эти показатели определяются по внешним эмоционально-волевым проявлениям после воздействия раздражителя. Уровень профессиональной подготовки спасателей оценивается но трехбалльной системе (высокий, средний, низкий), которому соответствует определенная оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). Спасатели с низким уровнем психологической подготовки не могут быть допущены к работе в экстремальных условиях.

Мимика
Высокий уровень - обычное выражение лица, заметных изменений не наблюдается. 
Средний уровень - незначительные движения губ, подергивание щек, сморщивание кожи на лбу.
Низкий уровень - частое моргание, подергивание головой, сильное раскрывание рта и глаз, выражение испуга на лице.

Пантомимика

Высокий уровень -дыхание ровное, дрожание рук отсутствует, нет лишних движений тел а.
Средний уровень - периодически дергает руками или производит лишние движения, дыхание несколько учащенное или замедленное, неестественные движения плечами, стремление занять неудобную позу.
Низкий уровень - постоянно дергает и размахивает руками, дыхание резко учащено или наблюдаются длительные его задержки, постоянно присутствуют посторонние движения,
Вегетативно-сосудистые реакции
Высокий уровень - окраска слизистых и видимых частей тела обычная, температура и влажность тела в норме, дрожание пальцев отсутствует.
Средний уровень - заметное покраснение или побледнение лица, лоб и пальцы ладоней вспотевшие, веки подергиваются.
Низкий уровень - сильно выраженное дрожание пальцев и век, выраженная бледность или покраснение кожного покрова, в отдельных случаях - крапивница (сыпь и зуд), сухость кожи.
Изменение голоса и речи

Высокий уровень-разговаривает обычным и спокойным голосом.
Средний уровень - разговаривает громче или тише обычного, наблюдаются запинание и заикание. Характерно длительное молчание или «поток» слов, повторение одного и того же, дрожание голоса.
Низкий уровень - отдельные выкрики или переход на шепот, неразборчивость речи, сквернословие.

Напряженность

Высокий уровень-внешне спокоен, тонус мышц соответствует ситуации и адекватен выполняемой задаче.
Средний уровень-чувствуется и видна напряженность мышц, ответственных за выполнение задания; напряженность значительно уменьшается по ходу выполнения задания.
Низкий уровень-сильно напряжены практически все мышцы тела, задание выполняется с большим трудом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ

При проведении ПСР зачастую приходится оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим. Для определения уровня подготовки спасателем к этому виду работ целесообразно использовать следующие критерии оценки:

Критерии оценки иммобилизации при переломе предплечья
Высокий уровень 2 мин 40 с и менее оценка «отлично»
Средний уровень 2 мин 41 с - 3 мин 39 с оценка «хорошо»
Низкий уровень 3 мин 40 с и более оценка «удовлетворительно»
Критерии оценки иммобилизации при переломе бедра
Высокий уровень 4 мин 45 с и менее оценка «отлично»
Средний уровень 4 мин 46 с - 5 мин 59 с оценка «хорошо»
Низкий уровень 6 мин и более оценка «удовлетворительно»
Критерии оценки иммобилизации при переломе голени
Высокий уровень 4 мин и менее оценка «отлично»
Средний уровень 4 мин 1 с - 5 мин 59 с оценка «хорошо»
Низкий уровень 6 мин и более оценка «удовлетворительно»
Критерии оценки при подготовке и применении шприц-тюбика
Высокий уровень 15 с и менее оценка «отлично»
Средний уровень 16-24 с оценка «хорошо»
Низкий уровень 25 с и более оценка «удовлетворительно»
Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл:
-допущено вытекание содержимого из шприц-тюбика до его использования;
-не полностью введено содержимое шприц-тюбика;
-укол сделан не в ту область тела.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ ПО ЗАЩИТЕ ОТ АХОВ

1. Надевание фильтрующего противогаза
Противогаз в исходном положении. Норматив выполняется по команде «Газы!». Ошибки, снижающие оценку на 1 балл:
при надевании противогаза не закрыты глаза и не приостановлено дыхание;
после надевания противогаза не сделан резкий выдох;
перекручены соединительные трубки;
шлем (маска) надет так, что очки не находятся напротив глаз.
Высокий уровень 7 с оценка «отлично»
Средний уровень 8 с оценка «хорошо»
Низкий уровень 10 с оценка «удовлетворительно»
2. Надевание противогаза на пострадавшего
Ошибки те же, что и в предыдущем упражнении.
Высокий уровень 15 с оценка «отлично»
Средний уровень 16 с оценка «хорошо»
Низкий уровень 17 с оценка «удовлетворительно»
3. Надевание респиратора
В исходном положении респиратор находится в сумке. Норматив выполняется по команде «Респиратор надеть!».
Ошибки, снижающие оценку на 1 балл:

Структура.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организационная структура РСЧС строится по территориально- производственному принципу. Она состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней управления: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.
РСЧС функционирует в трех режимах:
-повседневной деятельности;
-повышенной готовности;
-чрезвычайной ситуации.
Важнейшим звеном РСЧС являются ее силы и средства, которые осуществляют наблюдение, контроль и ликвидацию ЧС.
К основным силам РСЧС относятся:
-силы и средства МЧС России, в том числе: Войска ГО, Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас), поисково-спасательная служба МЧС России, центр по проведению спасательных операций особого риска («Лидер»), авиация МЧС России, части и подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России;
-аварийно-спасательные формирования министерств и ведомств Российской Федерации;
специальные подразделения Вооруженных сил Российской Федерации;
учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф.

Основные задачи сил и средств РСЧС:

-осуществление мониторинга, контроля и наблюдения за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов с целью прогнозирования
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, своевременное доведение результатов до органов управления РСЧС;
-ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
-проведение эвакуационных мероприятий;
проведение санитарной обработки населения, специальной обработки территорий, техники, сооружений;
-проведение работ по первоочередному жизнеобеспечению населения, пострадавшего в ЧС, участие в восстановительных работах;
-восстановление и поддержание общественного порядка в зоне ЧС;
-поддержание личного состава формирований в постоянной готовности к действиям в ЧС, его обучение и повышение профессиональной квалификации;
-организация и осуществление мероприятий, направленных на повышение уровня
готовности населения к выполнению задач по защите от воздействия последствий ЧС;
-разработка предложений по совершенствованию действий в ЧС.
В случае возникновения ЧС силы и средства ликвидации действуют эшелонировано.
Первый эшелон: ведомственные аварийно-спасательные формирования, противопожарные подразделения, подразделения скорой медицинской помощи, дежурные подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, войска постоянной готовности гражданской обороны. Срок их прибытия в зону работ- 30 минут.
Задачи: разведка, организация радиационного и химического контроля, проведение первоочередных поисково-спасательных работ, оказание помощи пострадавшим, локализация ЧС, тушение пожаров. В случае невозможности выполнения поставленной задачи силами первого эшелона привлекаются силы и средства второго эшелона.

Второй эшелон: подразделения войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, ведомственные и территориальные аварийно-спасательные формирования постоянной готовности, специальные подразделения экстренной медицинской помощи. Срок прибытия в зону работ не более трех часов. Задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, локализация источника заражения (опасности), жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

Третий эшелон: соединения и воинские части войск гражданской обороны, подразделения поисково-спасательной службы МЧС России, ведомственные и территориальные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специализированные подразделения строительно-монтажных организаций. Срок прибытия к месту работы от трех часов до нескольких суток. Задачи: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, тепла, электроэнергии, обеспечение населения питанием, восстановление транспортных коммуникаций).
Одновременно с созданием и развитием РСЧС в стране происходило формирование законодательной и нормативно-правовой базы построения и функционирования системы.

Нормативно-правовую основу формирования и функционирования
РСЧС составляют Конституция Российской Федерации, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений Правительства Российской Федерации, более 1000 нормативных документов, принятых субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, около 300 ведомственных приказов, положений, инструкций. 



Основополагающие нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПСС МЧС России:

Конституция Российской Федерации.
Федеральные Законы:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» №68-ФЗ от 21 декабря 1994 г.,
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» № 151 -ФЗ от 22 августа 1995 г.,
«О гражданской обороне» №28-ФЗ от 12 февраля 1998 г.,
«О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21 декабря 1994 г.,
«О радиационной безопасности населения» №3-ФЗ от 9 января 1996 г.
Постановления Правительства Российской Федерации:
«О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» №738 от 24 июля 1995 г.,

Поисково-спасательные работы по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера осуществляют специализированные формирования и подразделения МЧС России, в том числе:
-поисково-спасательная служба;
-войска гражданской обороны;
-Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (Цептроспас);
-центр по проведению спасательных операций особого риска (ЦСООР).
Ключевую роль в проведении поисково-спасательных работ играет поисково-спасательная служба и спасатели МЧС России. Они являются самыми подготовленными, обученными, хорошо экипированными специалистами, готовыми к экстренному реагированию практически на любые ЧС.

changePass

Sign in to your account